Самарин Сергей Николаевич родился в г. Ярославле 22 июля 1943 года.
По окончании 10 классов средней школы № 36 работал слесарем-мотористом, мечтал стать летчиком.
Призван на военную службу 14.08.1963 года Ленинским РВК г. Ярославля.
Окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-Воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, служил в должностях от летчика-инструктора до начальника авиации округа.
Имеет боевой опыт в Афганистане (1982-1987) и в Чечне (1995-1996) . В Афганистане совершил более 400 боевых вылетов, в одном из которых был ранен.
Принимал участие в ликвидации последствий землетрясений на Курильских островах в 1994 и на острове Сахалин в 1995 годах.
Заслуженный военный летчик РФ, награжден орденами: «Красная Звезда» (Указ ПВС от 30.07.1980), «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степени (Указ ПВС от 07.03.1989), орденом Красного Знамени Республики Афганистан, летчик-снайпер.
Член Общественной палаты Ярославской области.
Сопредседатель координационного совета при губернаторе области по делам ветеранов войны и боевых действий.
Из представления к присвоению звания "Заслуженный военный лётчик Российской Федерации":
"...Генерал-майор Самарин С.Н. в совершенстве освоил самолёт ЯК-18, вертолёты МИ-1, МИ-2, МИ-4, МИ-6, МИ-8, МИ-10, МИ-24 всех модификаций. Имеет общий налёт 5000 часов.
В ходе спецомандировки в Чеченской Республике совершил 14 боевых вылетов на боевое применение по уничтожению бандформирований в районах н.п. Аргун, Ведено, Шатой, Шали, Урус-Мартан...."
Газета "ЯРОСЛАВСКИЕ ВЕТЕРАНЫ", № 1-2 (3), февраль 2002 года
В НЕБЕ АФГАНИСТАНА
Близится 15 февраля. В очередной раз воины-интернационалисты («афганцы») соберутся кто где может и вспомнят свое боевое прошлое.
Хочется вспомнить об этом и мне и что-то оставить для нынешней молодежи и людей, которые прошли и Великую Отечественную войну, и тяжелое во всех отношениях послевоенное время, и успехи социалистических завоеваний, пережили горбачевскую «перестройку» и нынешние перемены.
В конце июня 1982 года я прилетел в Ташкент на должность начальника отдела армейской авиации 73 Воздушной армии.
Война в Афганистане шла уже третий год. Для летчиков-вертолетчиков было ясно, что рано или поздно все перейдут через эту войну. И тот, кто хотел по-настоящему получить боевой опыт, даже рвался на эту войну. Не на полигоне пустить одну или две неуправляемые ракеты С-5 и сбросить одну практическую бомбу П-50, а «выпустить» оба блока и сбросить боевые «сотки» на душманов (слова в кавычках - это летная терминология).
Для людей моего возраста Афганистан был хорошей возможностью проверить себя, как ты можешь руководить эскадрильей, полком в реальных боевых условиях. Если в мирной боевой учебе командир полка оценивался главным образом по количеству летчиков 1-го и 2-го класса, по количеству проведенных летно-тактических учений эскадрилий и полка, по общему налету полка за год, по состоянию воинской дисциплины, то в Афгане командир проходил эту школу без академических учебников, назиданий начальников и поучительных заседаний военных советов.
Повседневная жизнь и практика заставляли не без ошибок, но правильно ставить задачу летчикам, офицерам штаба и боевого управления, специалистам инженерно-авиационной службы и тыла организовывать боевые вылеты, осуществлять управление и контроль качества выполнения боевых задач. Вот почему по-настоящему военные люди рвались на эту войну.
Знания, полученные в училище, в академии, опыт руководства подразделением или полком в мирных условиях - это хорошо, но когда воплощаешь эти знания и опыт в боевых условиях, то и сам себя оцениваешь, и начальники тебя оценивают совершенно по-иному. Хочется подкрепить сказанное практическими примерами. В мирной боевой учебе всегда есть керосин и несколько боекомплектов бомб и авиационных снарядов. Во время войны в Афганистане нередко командиру полка приходилось буквально литрами считать керосин и поштучно неуправляемые снаряды и патроны к пушкам и пулеметам.
Командир 183-го полка Евгений Александрович Варюхин эту «бухгалтерию» освоил так хорошо, что, заменившись в Союз, в «придворный» полк в Малино, где всего было в избытке, и там научил всех экономному расходованию материальных средств.
А полковник Бигеев М.С. в Забайкалье, будучи командиром полка в Нерчинске, где базировался только вертолетный полк, добился того, что в полку зимой и летом - снегоуборочная техника находилась в боеготовом состоянии. Примером же тому послужил его афганский опыт.
Как правило, для вертолетчиков проблем с очисткой ВПП нет. В Кундузе зимой выпал снег и должны были прилететь четыре СУ-25 для боевых действий. Так этот случай так научил Марселя Бигеева, что он потом всегда помнил об этом, где бы ни пришлось ему служить после Афганистана.
Лично меня эта война научила по-настоящему оценивать человеческую жизнь. Я очень негативно относился к боевым потерям людей, летчиков. Если сбили самолет или вертолет и летчики погибли от того, что их сбили - это одно дело. А когда летчики гибнут от недоученности, из-за неумелого управления, то это совершенно другое. Вот два примера таких потерь. Командир 280 полка полковник Цалко А.А. слабо подготовленного летчика на МИ -24 ночью поставил в такие условия, что вертолет попал в штопор и два летчика погибли. Полковник Петриченко А.С. так организовал вылет эскадрильи ночью на десантирование, что один вертолет подлез под другой в воздухе. Погибли десантники и экипажи двух вертолетов.
Подводя итог вышесказанному, хочется сделать вывод, что боевые действия для военного руководителя любого ранга – это хорошая управленческая школа.
Второе положение, о котором хочется вспомнить как о положительном опыте войны в Афганистане, - это стремительное развитие вооружения и боевой техники. Подкреплю это опять же примером.
Когда вводили войска в Афганистан в декабре 1979 года, вертолет МИ-8т был слабо вооружен, лишь 64 шт. С-5. Двигатели были по 1500 л.с., защиты от стрелкового оружия и ПЗРК противника не было. А уже в 1983 году все МИ-8т были заменены на МИ-8мт, которые имели на вооружении 80 шт. С-8, четыре пулемета ПКТ (один из них был установлен на створках грузовой кабины для защиты задней полусферы). Была установлена защита от ПЗРК (ЭВУ, АСО-2в, станция «Липа»).
Бронеплиты защищали кабину летчиков от пуль и осколков, топливные баки заполнялись противовзрывным и противопожарным составом, мощность двигателей доведена до 2200 л.с. Аналогичные изменения претерпел и вертолет МИ-24.
Изменения в вооружении повлекли и изменения в тактике боевых действий. Вертолеты с предельно малых высот перешли к действиям с высот 1500 м и выше над рельефом, к ночным действиям с применением приборов ночного видения и осветительных средств поражения.
Кто бы и как бы ни относился к афганской войне, а я, как человек военный, убежден в том, что она нас научила многому и правильному. Были серьезные изменения в структуре частей и подразделений, в боевых документах (уставах и наставлениях), в тактике. И все это было привнесено в боевые действия в Чечне, при выполнении миротворческих миссий в Югославии, в Анголе, в Таджикистане и других странах.
Вместе с тем, приходится с сожалением констатировать, что с уходом воинов - афганцев на отдых и недофинансированием армии в годы «военной реформы» весь положительный опыт, накопленный ценой крови, стал предаваться забвению, а это влечет неоправданные потери при нынешних боевых действиях.
Не могу не сказать еще об одном. Мы, ветераны афганской войны, должны быть сплоченными в нынешней жизни, бороться с чинушами, которые посягают на наши права и льготы, заслуженные нами в годы войны.
Считаю своим долгом принимать активное участие в воспитании нынешней допризывной молодежи в духе любви к Вооруженным силам.
Хотелось бы, чтобы все ветераны-афганцы были солидарны со мной.
Пользуясь предоставленной мне возможностью выступить в газете, поздравляю воинов-афганцев с очередной годовщиной вывода войск из Афганистана, с приближающимся днем Советской армии и Военно-Морского флота и пожелать всем крепкого здоровья.
С. САМАРИН,
генерал - лейтенант запаса,
заслуженный военный летчик
Российской Федерации.
Статья в газете "Северный край" "Карачиха не сдаётся"